Zhaconda: Сеанс некромагии с последующим разоблачением

Рубрики: Блог, Статьи
Автор: Zhaconda

Сегодня я расскажу, как пишутся шутки по джиджикам.
Теория уже была изложена здесь и здесь.
Теперь покажу на конкретных примерах, как процесс идёт у меня.

Как я придумываю сюжет: очень просто, я сажусь и говорю, что «мне нужен сюжет». Дальше, я задаю себе тему, про что бы был сюжет. Тема может быть любой: «про экзамены», «про дни недели», «давно не было Дзеты». Потом я или отталкиваюсь от какого-то тезиса («лампочку придумал Эдиссон, а не Ильич»), или сразу от персонажа («мне уныло, хочу рисовать про упырей»).
А дальше, если у меня есть тема и тезис — то я подбираю персонажа (все герои джиджиков хорошо проработаны как личности, у каждого заданы свои аспекты, темы, настроения), и на этом этапе стартовая сцена вырисовывается сама собой. Если у меня тема и персонаж — достаточно посмотреть в аспекты персонажа, и задать ему вопрос «что ты будешь делать, если...?», связанный с темой.

1. Классика: нарушенное предожидание
(к моим прошлым статьям возникла дискуссия; так вот — да, «смешно» — когда «неожиданно», а для «не-ожиданно» должно существовать"ожиданно", то есть представления о том, как должна выглядеть правильная причинно-следственная связь; шутки физиков понятны тем, кто знаком с физикой, не знаешь сути формулы = не видишь в ней ошибки)



Предпосылки создания:

1. Я решила нарисовать серию стрипов на тему «дебют», то есть когда персонаж делает что-то впервые;
2. Я хотела сделать что-то динамичное, а то мне тут замечают, что в комиксе мало экшна;

Для экшна у меня есть персонаж Алиса; ещё один из её аспектов — проблемы с зачётами. Алиса писана с девочки-снайпера (этот факт уже почти не играет роли), и рисовать её с пистолетом против зомби — ностальгия, ностальгия.
Анатомия сюжета:
Шаг 1: задаём очень узнаваемую ситуацию «девочка палит в зомби» — максимально отсылаем к зомби-трэшу. Два такта («зомби идёт — девочка стреляет», «идёт — стреляет») а) замедляют и акцентируют б) закрепляют ассоциацию, выводят на рельсы узнавания.
Разрешение шутки может быть любым, разбивающим логическую цепочку. У меня тут короткий каскад «ошибок» (а точнее, неожиданных элементов в ожидаемой цепи) — я их разберу с обоснованием, зачем вставила каждую из них:
Шаг 2: я предполагаю, что читатель быстро заподозрит, что Алиса на учениях, она же студентка. Учебный бой => где-то есть экзаменатор, который оценит результат. Итак, первый сбой — «зомби» (мертвяк, конечно, но мы говорим о шаблоне зомби-треша, так что обозначим его меткой) и «экзаменатор» — одно лицо. Переворот статусов, свободная воля и главенство мертвяка подчёркивается обращением на «вы» и его отказом помочь студентке;
Шаг 3: у нас новая связка «студент-лаборант». У лаборантов тоже есть шаблон — у них, пока профессор не смотрит, можно попросить помощи. Итак, я переключаю ситуацию на другой шаблон «продажный лаборант», и сам шаблон играю чисто, чтобы узнавался максимально. Разрыв тут в самой ситуации — шпаргалками являются пули, которые полетят в самого же лаборанта. То есть тут «обратный порядок» анекдота — нестандартность ситуации нам задаётся вначале, а потом разыгрывается привычная сценка в непривычных декорациях;
Шаг 4: «добивающий», как я его называю: мелкие детали, завершение финальной реплики так, чтобы ещё больше подчеркнуть ощущение абсурдности происходящего. Фраза про «прикольные спецэффекты» от боеприпасов, сам вид этих боеприпасов на отвороте савана, а рядом — куча шрамов на мёртвом теле. Я очень люблю делать «добивающие» шаги, выпуски с ними считаю самыми удачными. Цель «добивающего» — сделать ещё жёстче, напомнить, что ситуация-то вообще-то жестокая, чтобы читатель вдруг не подумал, будто читает Hello, Kitty.


Как-то мне прислали фанфик на джиджиков — автор боялся, что перегнул палку. Короткая зарисовка была без шуток, зато про жуткую антиутопию. Я была в восторге — человек очень правильно понял основную идею. Некрофак — это смешно, а мир некрофака — это страшно.
Если бы я хотела делать истории ради жестокости, я бы отрывала рисованным человечкам ноги-руки в прямом эфире. Джиджики — про другое, и именно поэтому в кадре никогда настоящего членовредительства не будет, все эти моменты проговариваются речью — это не зрелище, а предмет осмысления, и я хочу, чтобы оно прошло через мозг.

2. Развёрнутая карикатура: сюжет-иллюстрация

Этот тип сюжетов я про себя называю иллюстрациями, потому как они, на самом деле, показывают не событие (завязка — конфликт — развязка), а просто описывают неожиданную мысль, ставят привычную вещь в непривычные декорации.

Оговорюсь про название: это придумалось под конец. На самом деле, от моей любимой старой шутки: «перед вами формула а) Ньютона-Лейбница, б) Исаева-Штирлица, в) какая вам разница?»

Предпосылки создания:
— «чёрт, меня попросили пошутить про 14 февраля, а я не люблю этот праздник»
— «чёрт, как меня достали заказчики с дурацкими валентинками!»

Когда мне что-то не нравится настолько, что я могу об этом только брюзжать, я зову Кунгфуция. Потому что он — говорящий некрокрыс без нижней челюсти, он может себе позволить немного пафоса. И даже много, много пафоса.
Поначалу я задала ситуацию «а что, если Кунгфуций влюбился?» — и чтобы он слал валентинку. Но у Кунгфуция же есть два отличных аспекта — во-первых, он адаптирует обычные вещи под вуду-практику, и, во-вторых, он любит показывать мастер-классы. Сюжет резко перевернулся, когда я мысленно соотнесла слова «вуду» и «валентинка».

Анатомия сюжета:
Шаг 1: первая реплика, задающая ситуацию. Она очень важна. Я меняла реплику для этого стрипа четыре раза, и окончательный вариант стал на место после того, как пришло название. «Допустим, вы влюблены» — это формулировка задачи. Никакой романтики в ситуации, мы подчёркиваем это с самого начала, только логика и гормоны; это честно по отношению к финалу стрипа.
Шаг 2: собственно, инструкция по изготовлению валентинки, в три пункта — выделяем те моменты, что являются общими пунктами как для невинной открытки, так и для ритуала симпатической магии (вуду — частный случай таковой; симпатическая магия — очень-очень древняя, и очень-очень примитивная, а потому элементы, подходящие для неё, в нашей культуре вшиты ну просто сплошь и рядом). Напоминаю, тут мы задаём рельсы восприятия, как явные — читатель должен видеть знакомую открытку — так и скрытые параллельные, на которые будем перескакивать в шаге 3.
Шаг 3: и опять каскад. Первое — перескок на другие рельсы («вы думали, мы делаем открытку, а мы делаем энвольтирование»); второе — от влюблённости и милого подарочка к шантажу; пасхалка в имени возлюбленной; третье — «добивающий» совет.

Дополняющая деталь: хвост Кунгфуция стартует формой сердечка, что уменьшается от стрипа к стрипу, в процессе шантажа на любовь уже ничто не намекает.
Именно второй и третий пункты шага 3 превращают этот стрип из чистой иллюстрации в сюжетный; однако если вы посмотрите остальные «уроки Кунгфуция», то там как раз чистые «развёрнутые карикатуры».

3. Сюжетная ситуационка
Так я называю сюжеты, написанные чисто по принципу «а что, если...», и где при этом акцент ставится на сюжет (в первом разобраном типе, с примером про Алису, забавность в перевёрнутых статусах и применении известных архетипов на непривычный лад — то есть, по сути, в статике). Сюжетные ситуационки раскрывают характеры персонажей.

На самом деле, идея стрипа возникла спонтанно: я выглянула в окно, и увидела там девушку в странном кислотно-зелёном комбинезоне. Первая моя ассоциация была как раз с костюмом химзащиты — ассоциации, они такие. И тут же пошла мысль: «а что, если это и правда костюм химзащиты — вот идёт человек, а никто не понимает, что всё, всё плохо?». И дальше, отталкиваясь от этой ситуации, очевидный вопрос, образующий сюжет: «А что, если некротехи опять что-то утворили, и должны ходить в химзащите, и при этом не вызывать паники?».
Ну, а дальше очевидно. Дзета, островок нордичного спокойствия, явно в курсе ситуации; вот пусть она и сделает костюмы.

Анатомия сюжета:
Шаг 1: «ничего не предвещало». Целый первый кадр потрачен на мирно стоящих мальчишек, которые пришли к Дзете по её просьбе. Всё тихо-мирно.
Шаг 2: собственно, изложение идеи с костюмами.
Шаг 3: нужен конфликт — пусть дизайн костюмов мальчишкам покажется откровенно неудачным. Третий кадр мирной жизни, мы всё ещё говорим с акцентом на костюм, а не на химзащиту.
Шаг 4: а теперь резкий поворот: оказывается, всё давно уже жахнуло. Я напомню, что есть такой хороший инструмент, как недостаточность или избыточность информации. Если задавший вопрос будет получать исчерпывающе полный и не избыточный ответ, то это скучно; равнозначный информационный обмен не вызывает эмоционального отклика. Итак, в качестве обоснования для паники звучит одно слово — имя отсутствующего в кадре персонажа.
Шаг 5: Реакция на аргумент «Казик» — мальчишки резко сменили своё мнение насчёт экспериментальной одежды. Более того, действие произошло быстро (по сравнению с заданным ранее темпом). Неожиданности (которые образуют шутку) две: вместо нормальной человеческой реакции «Казик» — «Что Казик? При чём тут Казик?» мы видим резкую смену поведения, потому как нелогичный вроде бы аргумент был принят безоговорочно. Ну, и вторая — для тех, кто знает, кто такой Казик, — недосказанность «химзащита-Казик»; то есть очевидно, что что-то случилось, и фантазия тут же подсовывает массу вариантов. Общую структуру шутки можно описать как «Внезапно!».

4. История одной арки.
Расскажу теперь про кое-что из ранних стрипов.

Небольшое отступление: я выбрала арку про создание Герберта, на самом деле, потому что хотела сделать приятное девушке под ником Kitsune-san, и разобрать её любимый сюжет, какой она укажет. Это оказался №64; но предыстория его идёт в выпусках №62-63, и вот тут я как раз увидела одну ситуацию, которую давно хотела отметить отдельно.

Поэтому

Когда пришло время рисовать новый стрип,я была очень уставшей, и мне ничего не приходило в голову. То самое состояние, когда нет вдохновения.
Очень часто, да хотя бы в последней на текущий момент, восьмой комикс-битве (разбор которой я всё ещё должна, и про который я помню) встречаю стрипы, где автор показывает самого себя, у которого не получаются потуги творчества. Обычно это сопровождается действиями, которые должны быть расценены читателем как необычные или характерные для психически нездоровых людей.
Что-то вроде «у меня ничего не придумывается, но посмотрите, какой я несчастный и забавный, может, хоть это прокатит». Я подробно поясню свою позицию по вопросу в другом месте. А здесь я просто покажу, что сделала я в аналогичной ситуации.

Итак, у меня действительно нет вдохновения, и вообще настроение на нуле, меньше всего хочется кого-то смешить. А надо.
И я беру вот это вот утверждение, и задаю в качестве сюжетообразующего прямо его, в чистом виде.
«А что, если вдохновение, прямо посреди работы, которую так просто на середине не бросишь, пропало, например, у Дзеты?»
И всё. Сюжет выстраивается сам. Простым методом цепочки вопросов. В первом случае задействован простой обратный порядок: у Дзеты пропало вдохновение, она бросила работу на середине, в результате до соседей дошёл неприятный запах; а теперь раскручиваем эту цепочку событий в другую сторону.

Анатомия сюжета.
Шаг 1: показываем ситуацию, соседей что-то беспокоит (на самом деле, эта завязка у меня возникла по ассоциации с композицией Appartment 213, группа Macabre, альбом Dahmer — но тем, кому deathcore как узыкальное направление не нравится, рекомендовать к прослушиванию не буду).
Шаг 2: классическое предупреждение и его нарушение. Ход, на самом деле, простой.
Шаг 3: то, что соседка, зайдя на кухню, обнаружит там что-то неприятное, было очевидно. Неожиданность тут в пояснении Дзеты — в совершенно невинной фразе, которая, во-первых, в контексте смотрится совсем не так невинно, а во-вторых, только подзадоривает воображение, не отвечая на вопрос «да что же там такое-то»?

Все три стрипа этой серии я сделала в один день, и да, в диалогах моё дурное настроение вполне себе сквозит.
Итак, второй стрип целиком строится на игре с темой «что такое находится н кухне». Реплики стрипа описывают предмет, невидимый читателю, и каждый вброс от Дзеты добавляет неожиданную деталь.
Я не вижу необходимости подробно разбирать конкретно этот сюжет. Он строится по схеме одного из моих любимых анекдотов (расставляю строки так, чтобы лучше чувствовалась интонация):
«Вова! Не грызи ногти!
На ногах!
У дяди!
И вообще, отойди от трупа!!!»

Итак, завершающий стрип арки. Дзета улыбается и хамит, диалог снова строится по той же схеме, что и в прошлом выпуске. Но повторяться — дурной тон: теперь, во-первых, реплики конкретнее (ответы Дзеты вполне чётко сообщают, что существо недавно могло ходить, сейчас живое и может реагировать на внешние раздражители). Во-вторых, разговор напоминает общение слепого с глухим.

Анатомия сюжета:
Шаг 1: у нас показался комендант, и он быстро поясняет читателю, в чём дело и что у нас за конфликт. Реплика в приказном тоне сообщает необходимые факты.
Шаг 2: ещё вброс: в одном общежитии с некротехами живут и мирные студенты, а вот администрация достаточно в теме, чтобы принимать хоть отчасти эффективные меры безопасности. Мир некрофакультета немного, но дополняется.
Шаг 3: завершение диалога эмоциональной разрядкой. Казалось бы, это похоже на подростковое хамство, и, формально, оно и есть. А если вспомнить предмет диалога — Дзета говорит о разобранном до состояния «глаза на люстре» живом существе, а администратор действует, как обычный упёртый бюрократ. Из-за чего диалог ситуация играет разными красками. И обрывается недосказанностью — собственно, добавлять больше нечего.

Как я уже сказала, эта сюжетная арка вышла жёсткой и несколько агрессивной. Но, по крайней мере, одному человеку этот сюжет действительно нравится.

Да, кстати, я с самого начала знала, что именно у Дзеты на кухне — даже если читатель этого не увидит, автор должен иметь для себя все ответы на подобные вопросы. Разгадка — упоминается несколькими стрипами далее: песенка, которую поёт Герберт, и само имя «Герберт». Я часто поднимаю себе настроение партией Герберта Веста из мюзикла «Шоггот на крыше» (A shoggoth on the roof, исполнитель H. P. Lovecraft Historical Society, сама композиция — To life). И вот это — прекрасно; неудивительно, что Дзета влюбилась в один только голос.

Вот, как-то так.

Share |

└ Метки: ,

Comment¬